«Возмутитель спокойствия»

        Год назад 25 июля 2017 года ушёл из жизни наш коллега Аркадий Аркадьевич Захаров — профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор философских наук. Сегодня хотелось бы снова вспомнить этого незаурядного человека, безусловно, оставившего свой след в жизни нашего города и института.

        Аркадий Аркадьевич родился в 1950 году в г. Тюмень. После окончания средней школы учился в Индустриальном институте (Нефтегазовый университет) на геологоразведывательном факультете, который не окончил. Путешествовал по стране (Тянь-Шань, Памир). Затем служил на корабле, «бороздил» 11 морей и 2 океана. После службы на  флоте снова путешествовал по стране, работал на Памире. Затем окончил философский факультет Ростовского госуниверситета (1980), аспирантуру Института философии АН СССР (1987), докторантуру философского факультета МГУ (1999). Работал в г. Челябинск в ЧИМЭСХ (1980-1985), в Институте философии и права АН Таджикистана в г. Душанбе (1985-1993), в 1994 году приехал с женой Захаровой Татьяной Георгиевной в г. Озёрск. С 2000 года преподавал на кафедре гуманитарных дисциплин Озёрского технологического института — филиала НИЯУ МИФИ. Член Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), член Учёного совета Международного Союза Учёных и Педагогов (СУПЕР), профессор Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой (г. Москва), директор центра ускоренных методов обучения, руководитель Озёрского отделения Российского философского общества — это лишь малый перечень разнообразных сфер его деятельности.

        В 2008 году на базе кафедры Гуманитарных дисциплин Аркадий Аркадьевич организовал Лабораторию инновационных образовательных технологий (ЛИОТ), но правильнее будет сказать, что вся его жизнь была непрерывной Творческой Лабораторией, в которую он, по мере своих сил, старался вовлечь всех окружающих: школьников, студентов, коллег, даже случайных слушателей. Его интересы выходили далеко за пределы гуманитарных дисциплин в область междисциплинарных синтезов. Он умел заразить своим энтузиазмом окружающих — практически на всех кафедрах института были разработаны совместные с А.А. Захаровым методические пособия.

        Комаров Андрей Анатольевич, заведующий кафедрой Технологии машиностроения и машин и аппаратов химических производств:

        «Аркадий Аркадьевич — личность яркая, неординарная, заметная и внешне, и свойствами своей натуры. Урождённый сибиряк, человек крепкий, закалённый, много испытавший и перепробовавший в жизни, он всегда был крайне отзывчив и неравнодушен к любой несправедливости жизни. Возможно, эта черта сформировалась в нём после того, как он, работая в Душанбе, оказался свидетелем гражданской и религиозной войны в Таджикистане.

        Он увлечённо работал совместно со многими преподавателями института, фонтанируя идеями и при этом, что удивительно, многие из них доводя до практической реализации. Как радовался он выходу тренажёра по металлорежущим станкам в издательстве «Lambert Academic Publishing» — последний труд, опубликованный перед самой кончиной, какие планы строил на очередной год!»

        Малышев Анатолий Иванович, профессор кафедры Химии и химических технологий:

        «Я плодотворно работал над методическими пособиями совместно с Аркадием Аркадьевичем Захаровым в ЛИОТ. Аркадий Аркадьевич поражал своей работоспособностью. Он внедрял новые технологии в образовательный процесс, в результате на свет появлялись интересные методические пособия не только по химии, но и по другим дисциплинам, таким как, иностранный язык, механика, логика, математика. В этот процесс вовлекалось большое количество студентов, которые, помимо чисто технической помощи, самостоятельно разрабатывали методический материал и, в зависимости от уровня подготовки, делали доклады на конференциях».

        Карпеев Дмитрий Леонидович, и.о. заведующего кафедрой Электрификации промышленных предприятий:

        «Всегда интересно общаться с увлеченными людьми. Они буквально «заражают» своими идеями. Вы становитесь соучастником чего-то важного, нужного людям…

        Общаться с Аркадием Аркадьевичем Захаровым я побаивался. Его грандиозные идеи по улучшению процесса обучения студентов почти всегда предполагали такую же грандиозную работу. Понимая, что он прав, и что предлагаемая им организация учебного материала лучше существующей, я также понимал, что в случае моего согласия придется «перелопачивать» уже отработанный курс. И это было бы правильно, если бы не постоянные «цейтноты». Либо работать с Захаровым и не успевать осваивать новые дисциплины (которые нужно читать студентам), либо спокойно готовить занятия по новым дисциплинам. Я всегда малодушно выбирал второе. Как отказать человеку, который действительно прав? Это стоило серьезных волевых усилий, но я все откладывал наше сотрудничество до той поры, когда появится время. Увы, это время так и не наступило.

        Человек с богатым жизненным опытом, он без боязни брался за любые новые темы: проводил занятия с руководителями по вновь вышедшим федеральным законам, сеансы психологического анализа, тренинги по улучшению памяти… Кроме того, Аркадий Аркадьевич ежегодно выпускал по 2-3 книги самых неожиданных направлений, которые всегда имели коммерческий успех, а организованная им и работающая за его счет лаборатория инновационных образовательных технологий — яркий пример того, как человек сам, не дожидаясь административной и материальной поддержки, делает свое дело.

        Два раза летом мы вместе отдыхали в палатках на озере Акакуль. Там в узком коллективе без лишних реверансов народ общался на «ты», и профессор, доктор философских наук как мальчишка хвастался своими умениями «воевать» внушительных размеров палкой. Разговоры у костра за поеданием только что пойманной рыбы, смех, споры на философские темы, все это помогло мне лучше понять причины целеустремленности и разнообразия интересов Аркадия Аркадьевича. Он, оказывается, еще с юных лет был человеком редкой смелости и уверенности в своих силах. Будучи несовершеннолетним подростком, школьником, он решился на длительное путешествие к морю практически без денег. Останавливался по дороге, зарабатывал себе на еду и на дорогу физическим трудом и двигался дальше. Путешествие удачно осуществилось.

        Совершенно с неожиданной стороны, уже после смерти предстал Аркадий Аркадьевич, когда его сестра зачитывала отрывки из его дневника. Оказывается, он в юношестве был трогательным романтиком и уже тогда проявлял писательское дарование.

        Я убежден, что любой человек, встреченный в жизни, не случаен. Я очень благодарен судьбе за то, что она подарила мне общение с Захаровым Аркадием Аркадьевичем, неординарным собеседником, глубоким человеком и талантливым ученым».

        Подзолкова Наталия Андреевна, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин:

        «Аркадий Аркадьевич — человек неиссякаемой энергии, полный творческих замыслов и свежих идей. По своему призванию он относился к редкому типу философов-методологов, постоянно ищущих более эффективные методы: для преподавания, для усвоения и запоминания материала, для открытия новых знаний. Поэтому его подходы к любой проблеме всегда отличались нестандартностью и новизной. Аркадий Аркадьевич любил повторять, что сам является студентом N-ого курса, подчёркивая, что человек никогда не должен прекращать учиться жизни, смысл которой — в постоянном обновлении и совершенствовании».

        Шершнёв Егор Леонидович, старший преподаватель кафедры Прикладной математики:

        «Аркадий Аркадьевич был человеком непростым… Кто-то его, мягко говоря, не понимал, кто-то — наоборот, «молился» на него, но так или иначе, не думаю, что он мог оставить кого-то равнодушным. Лично для меня образ Аркадия Аркадьевича — достойный образ настоящего сумасшедшего учёного, этакого «чёкнутого профессора», в голове которого всегда был бесконечно пополняемый запас невероятных мыслей, передовых идей и неподражаемых методик. Он был отличным методологом, и именно на базе его методологического багажа появилась наша с ним совместная книга о грамотной подготовке дипломной работы. Он был великолепным систематизатором, умудрившимся разложить по простым и понятным полочкам глагольные конструкции нескольких языков, историко-философские концепции, металлорежущие станки и т.д и т.п, что помогло наведению порядка в головах многих тонущих в море знаний студентов не только гуманитарных, но и технических направлений. Своим студентам я иногда рассказываю какие-то связанные с Аркадием Аркадьевичем истории и стараюсь регулярно напоминать им о паре очень важных определений за его авторством:

  1. Понимание — это знание места элемента в системе.
  2. Аспирант (дипломник, практикант и т.п.) — это человек, который не нужен никому, и в особенности, не нужен своему руководителю.

        Кратко, верно и невероятно полезно в любой сфере деятельности, как и многие другие определения и формулировки Аркадия Аркадьевича, которые он пытался донести до тех, с кем сводила его жизнь. Та самая жизнь могла бы сводить его с людьми и дальше, но у неё странное чувство юмора. Как тут не вспомнить бессмертные строки Омара Хайяма:

 Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом».

        … Прошёл учебный год без Аркадия Аркадьевича Захарова — вечного «возмутителя спокойствия» институтской академической жизни. И стало яснее, какую роль он играл, как был по-своему не заменим, и как его теперь не хватает в стенах ОТИ…