11 октября ушёл из жизни доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КОНОНОВ

Александр Николаевич отметил в этом году свой 90-летний юбилей. Его трудовой стаж насчитывает 67 лет, и все эти годы он посвятил родному предприятию, развитию атомной отрасли, а также подготовке специалистов для «Маяка». Он свидетель и участник становления и развития нашего предприятия, института, до последнего дня находившийся «в строю», полный конструктивных идей и готовый бороться за их осуществление. Как бы это ни прозвучало, но он ушёл очень рано — в самый разгар своих творческих планов: написания книги, подготовки выступления на научно-техническом совете предприятия, разработки просветительского лекционного курса и множества других важных и срочных дел…

Он всегда выглядел очень молодо и, по сути, всегда таким оставался. У него была потребность делиться знаниями, точнее, «влиять на мировоззрение людей». Поэтому он начал работать в институте чуть ли не с самого его основания (больше 65! лет). Конечно, А.Н. работал «без отрыва от основного производства», то есть преподавание составляло не больше четверти рабочего времени, но реализовать себя в жизни без преподавательской деятельности для него было бы немыслимо.

Ещё в прошлом учебном году он совершенно добровольно (уже вне формальных трудовых соглашений с институтом) читал курс «Создание и развитие атомной промышленности в России на примере ФГУП «ПО «Маяк»». Наверное, правильнее было бы назвать этот курс «беседами». Они предназначались и для студентов, и для преподавателей, причём любых специальностей и направлений. Там было всё: от открытия микромира как новой неисчерпаемой вселенной до проблем захоронения ядерных отходов и газофторидных технологий, апологетом которых сам А.Н. являлся.

Но начал он свои беседы совсем не с этого. А.Н. сказал: «Главное — всегда стремиться познавать новое. Чем больше кругозор, тем интереснее в своей работе. Нужно понять, где ваше место в человечестве!» Вот так, не больше и не меньше. В основе атомной энергетики лежит мечта — мечта об источнике энергии (мощном, неиссякаемом и, в конечном счёте, безопасном). Весь путь отрасли — шаги по направлению к этой мечте. Ядерная энергия — продукт эволюции, но уже не только на её биосферном уровне, а на совершенно новом ноосферном этапе, потому что в её получении участвует молодое планетное явление — научная мысль. («Научная мысль как планетное явление» — одна из последних книг В.И. Вернадского).

Этот цикл лекций-бесед не был рядовым событием. Возможность послушать и задать вопросы человеку, который владел всем универсумом знаний о ядерной энергетике не только теоретически, но и практически, который, ко всему прочему, являлся блестящим лектором — такая возможность была уникальной и, как оказалась, исчезающей… Суть была в общении с человеком, который мыслил социалистическими масштабами, с человеком из «Мира Полудня» братьев Стругацких.

Он не устарел, наоборот — был моложе большинства, потому что пронёс этот Полдень через всю жизнь: с момента решения, принятого в 15 лет, служить своей стране, быть полезным человечеству, доказать, что нет преград человеческому познания, с какой бы позиции человек ни стартовал: из крестьянской ли семьи (как сам А.Н.), из рабочей ли…

Парадокс в том, что носителей этого мышления и в советский период было мало. Не стоит считать, что так думали и работали все, кто жил в то время. Таких людей всегда было меньшинство. Но зато это меньшинство было сердцем эпохи — тем небольшой процентом населения, который делал социалистическое строительство в принципе возможным, несмотря на его экономические, политические и социальные противоречия. Когда эти люди стали отодвигаться от управления, когда их мотивы объявили несвоевременными, а их устремления — беспочвенными (вот что значит «удар в самое сердце»), именно тогда в 90-е годы гигантский проект социалистического строительства в Советском Союзе завершился.

Но люди оставались. Всё более непонятные окружающим, не умеющие и не желающие приспособиться к новому времени, из которого вынули внутреннее солнце. «Всё получалось автоматически, когда страна росла, — рассказывал А.Н., имея в виду свои звания и прочие регалии. — А все неприятности у меня начались, когда строительство страны прекратилось. Я еще был устремлен куда-то: «Ах, это надо!» …»

С тех пор А.Н. стал «неудобным»: неудобным начальником, неудобным подчинённым, неудобным профессором. У него всегда было слишком много идей и новых проектов, он слишком много знал, чтобы быть удовлетворённым текущим положением дел. Ему нужен был размах и масштаб.

Важно, что студентов А.Н. в своих последних лекциях-беседах всё-таки впечатлил. Надежда в том, что такие люди становятся всё более интересными именно для молодёжи, которой снова не достаточно жить для себя и обустраивать свою индивидуальную обеспеченную жизнь.

Цитируя кого-то из великих А.Н. говорил на лекции: «Удивительно не то, что люди умирают. Это нормально. Удивительно то, что люди рождаются». Может быть, он имел в виду, что рождение — всегда для нового; удивительно, что в мире всегда есть место новому, как бы мир ни одряхлел, ни повзрослел и ни очерствел. И кто-то несёт это удивление перед новым через каждый день своей жизни.

Таков был и сам Александр Николаевич Кононов — человек Полудня, человек уходящей великой эпохи, завещавший нам радость творческого труда, неослабевающий интерес к наукам, к жизни, друг к другу. Будем помнить эти заветы!

Бесконечно скорбим с родными и близкими Александра Николаевича!

Читайте очерк про А.Н. Кононова на сайте института (Внеучебная работа / История института) в книге «МИФИ 1: страницы истории», стр. 212 в книге, разворот 108 в pdf-файле

https://oti.ru/wp-content/uploads/2018/02/MIFI-1-STRANITSY-ISTORII-kniga-2018.pdf.

Полный вариант очерка А.Н. Волынцева «Весы на быстрых нейтронах» читайте на сайте Озёрск-74 в трёх частях

1 часть: http://www.ozersk74.ru/news/school/38602.php

2 часть: http://www.ozersk74.ru/news/school/38720.php

3 часть: http://www.ozersk74.ru/news/school/38819/?sphrase_id=2595178