16 июля исполняется 90 лет доктору технических наук, профессору, лауреату Государственной премии Александру Николаевичу Кононову
«Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну».
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Хочу поделиться впечатлениями о «человеке Полудня» по Стругацким. Намеренно начала с длинной цитаты. Отсылаю студентов, не знакомых с творчеством Стругацких, сначала прочитать в Википедии статью «Мир Полудня», потом сказку для научных сотрудников младшего возраста «Понедельник начинается в субботу» и повесть «Подень. ХХII век», а уже потом можно продолжить читать этот очерк о ровеснике братьев Стругацких — Александре Николаевиче Кононове, потому что без этой предварительной подготовки ничего о нём всё равно понять не получится. Ну а для всех, кто читал Стругацких, думаю и так всё ясно, говорить, собственно, не о чем. Тем более: «Ну кто же не знает Александра Николаевича?!!»

Я, например, знаю его имя с детства, потому что мама работала в 70-80 годы на 40-ом заводе, а он был там зам. начальника ОКБ КИПиА (эти буквы до сих пор звучат для меня как тарабарское заклинание). Таким образом, имя часто звучало в разговорах родителей. А разговоров о работе всегда было много, потому что дома она не прекращалась. Ведь жизнь и есть интересная работа (см. эпиграф). В новогодних выпусках заводской газеты «За технический прогресс» (мама была редактором этих выпусков) были карикатуры — так что лицо А.Н. (хоть и с пририсованным телом) мне тоже было знакомо. Но лично начали общаться в 2012 году, когда делали книгу по истории института. Со всеми нашими «старожилами» я тогда старалась встретиться и поговорить сама, а тут буквально струсила, подумала, что такую «махину» как Александр Николаевич Кононов мне «не потянуть»: не получится сделать связный рассказ, утону в деталях его потрясающей биографии. Чтобы рассказать об А.Н. нужен мастер. В общем, попросила тезку-профессионала — журналиста и писателя Александра Николаевича Волынцева. Два Александра Николаевича нашли общий язык. Так родился замечательный очерк «Весы на быстрых нейтронах», который мы и использовали для нашей книги, правда, с сокращениями. Но всё равно, пока созванивалась, договаривалась, что называется — «втёрлась в доверие», тем более, что А.Н. очень давно знает не только моих родителей, но и родителей мужа, ведь город у нас маленький, а цель, как известно, общая. Во всяком случае, долгие годы была общая цель…
Что в нём странного, такого, что сразу бросается в глаза, так это его привычка выглядеть примерно на 20 лет моложе своего возраста. Насколько я поняла, это у него лет с 40 и поначалу, наверное, очень мешало работе, ведь этого «юношу комсомольского возраста» трудно было воспринимать всерьёз.

У него есть потребность делиться знаниями, точнее, «влиять на мировоззрение людей». Поэтому он начал работать в институте чуть ли не с самого его основания (больше 65! лет). Конечно, А.Н. работал «без отрыва от основного производства», то есть преподавание составляло не больше четверти рабочего времени, но реализовать себя в жизни без преподавательской деятельности для него было бы немыслимо.
Ещё в прошлом учебном году он совершенно добровольно (уже вне формальных трудовых соглашений с институтом) читал курс «Создание и развитие атомной промышленности в России на примере ФГУП «ПО «Маяк»». Наверное, правильнее было бы назвать этот курс «беседами». Они предназначались и для студентов, и для преподавателей, причём любых специальностей и направлений. Там было всё: от открытия микромира как новой неисчерпаемой вселенной до проблем захоронения ядерных отходов и газофторидных технологий, апологетом которых сам А.Н. является.

Но начал он свои беседы совсем не с этого. А.Н. сказал: «Главное — всегда стремиться познавать новое. Чем больше кругозор, тем интереснее в своей работе. Нужно понять, где ваше место в человечестве!» Вот так, не больше и не меньше. В основе атомной энергетики лежит мечта — мечта об источнике энергии (мощном, неиссякаемом и, в конечном счёте, безопасном). Весь путь отрасли — шаги по направлению к этой мечте. Ядерная энергия — продукт эволюции, но уже не только на её биосферном уровне, а на совершенно новом ноосферном этапе, потому что в её получении участвует молодое планетное явление — научная мысль. («Научная мысль как планетное явление» — одна из последних книг В.И. Вернадского).

Этот цикл лекций-бесед не был рядовым событием. Возможность послушать и задать вопросы человеку, который работает на нашем предприятии практически с момента его основания, который владеет всем универсумом знаний о ядерной энергетике не только теоретически, но и практически, который, ко всему прочему, является блестящим лектором — такая возможность является уникальной и, к сожалению, исчезающей. Но народу в аудитории было мало. Одно дело собрать всех на разовую встречу: устроили аврал, отменили занятия, посадили всех студентов в большую аудиторию, задали вопросы, похлопали. Другое дело — включить дополнительную пару в учебный процесс сразу для всех курсов — нереально по нынешним временам. А жаль. Суть не в том, что студенты так или иначе получат эту информацию на других специализированных курсах. Суть во встречах и в живом разговоре с человеком, который мыслит социалистическими масштабами, с человеком из «Полудня» братьев Стругацких.
Он не устарел, а наоборот — моложе большинства, потому что пронёс этот Полдень через всю жизнь: с момента решения, принятого в 15 лет, служить своей стране, быть полезным человечеству, доказать, что нет преград человеческому познания, с какой бы позиции ты ни стартовал. Из крестьянской семьи, из деревни…
Парадокс в том, что носителей этого мышления и в советский период было мало. Не стоит считать, что так думали и работали все, кто жил в это время. Таких людей всегда было меньшинство. Но зато это меньшинство было сердцем эпохи — тем небольшой процентом населения, который делал социалистическое строительство в принципе возможным, несмотря на его экономические, политические и социальные противоречия. Когда эти люди стали отодвигаться от управления, когда их мотивы объявили несвоевременными, а их устремления — беспочвенными (вот что значит «удар в самое сердце»), именно тогда в 90-е годы гигантский проект социалистического строительства в Советском Союзе завершился.
Но люди остались. Всё более непонятные окружающим, не умеющие и не желающие приспособиться к новому времени, из которого вынули внутреннее солнце. «Всё получалось автоматически, когда страна росла, — рассказывал А.Н., имея в виду свои звания и прочие регалии. — А все неприятности у меня начались, когда строительство страны прекратилось. Я еще был устремлен куда-то: «Ах, это надо!» …» А никому уже ничего не надо. Только каждому для себя. Появилась какая-то другая страна… И не понятно, куда она растёт. И вроде бы по-прежнему предприятие модернизируется, но уже не для растущей страны, а для трудозанятости населения. И начальники отчитываются. И все при деле, все борются за качество продукции, за статус предприятия, а подмены никто не заметил. Кроме этих людей «Полудня», на которых всё держалось…
С тех пор А.Н. стал везде неудобным: неудобным начальником, неудобным подчинённым, неудобным профессором. У него всегда множество идей и новых проектов, он слишком много знает, чтобы быть удовлетворённым текущим положением дел. Ему нужен размах и масштаб.
У нас в институте, к счастью, ещё остались люди Полудня. И именно поэтому ОТИ — всё ещё вуз, способный влиять на мировоззрение, мотивировать на поиски научного предназначения. А то, что растёт рейтинг вуза по мнению издания Forbes, наверное, тоже хорошо, но это уже совсем другая история… И ещё хорошо, что студентов А.Н. в своих беседах всё-таки впечатлил. Надежда в том, что такие люди становятся всё более интересными для молодёжи, которой снова не достаточно жить для себя и обустраивать свою индивидуальную обеспеченную жизнь.

Вот уже больше сорока лет А.Н. скучает по своему рано ушедшему другу — Александру Власовичу Комиссарову, про себя отсчитывая прожитые без него годы. Так набралось уже на две жизни: «за себя и за того парня»… Боль утраты не ослабевает во времени, память не зарастает быльём — такова сила настоящей дружбы, о ней, кстати, тоже писали братья Стругацкие. Цитируя кого-то из великих А.Н. говорил на лекции: «Удивительно не то, что люди умирают. Это нормально. Удивительно то, что люди рождаются». Странная, на первый взгляд, фраза. Мне кажется, тут имеется в виду, что рождение — всегда для нового; удивительно, что в мире всегда есть место новому, как бы мир не одряхлел, не повзрослел, не очерствел. И кто-то несёт это удивление перед новым через каждый день своей жизни.
Таков и сам Александр Николаевич Кононов — человек Полудня, родившийся в самый полдень года в середине июля…
Подзолкова Н.А.
Читайте очерк про А.Н. Кононова на сайте института (Внеучебная работа / История института) в книге «МИФИ 1: страницы истории», стр. 212 в книге, разворот 108 в pdf-файле
https://oti.ru/wp-content/uploads/2018/02/MIFI-1-STRANITSY-ISTORII-kniga-2018.pdf.
Полный вариант очерка А.Н. Волынцева «Весы на быстрых нейтронах» читайте на сайте Озёрск-74 в трёх частях
1 часть: http://www.ozersk74.ru/news/school/38602.php
2 часть: http://www.ozersk74.ru/news/school/38720.php
3 часть: http://www.ozersk74.ru/news/school/38819/?sphrase_id=2595178